nachodki.ru интернет-магазин

Авангард

Спор с предшественниками и поиск новых путей – своего рода «общее место» в программных заявлениях и манифестах литературных группировок Серебряного века. В то же самое время (около 1910 года), когда футуристы «низвергали» всю предшествовавшую культуру, акмеисты с молодым задором «хоронили» своих учителей-символистов. А те совсем недавно – и двадцати лет не прошло - заявляли о «новых течениях» в литературе и противопоставляли себя безраздельно царившему с середины ХIХ века реализму. Однако реализм, символизм и акмеизм, как мы теперь видим, принадлежат к одной художественной «метасистеме», которую можно условно назвать «классической», а вот футуризм действительно говорит на другом языке и принадлежит другой художественной вселенной. Это не значит, что у футуризма и модернистских течений нет ничего общего. В искусстве ни одно явление не рождается на пустом месте, и мы постоянно будем замечать, как авангард и модерн решают схожие задачи и отвечают на одни и те же вопросы – но по-разному.{jcomments on}

Урок 1. Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

Оставил след в советской литературе как поэт и как редактор лучшего журнала эпохи – «Нового мира», что потребовало не только таланта, но и большого гражданского мужества.{jcomments on}

Урок 1. Знакомство с Ахматовой (1889 – 1966)

Для начала сообщаю, что Ахматова – одна из немногих в своем поколении великих поэтов, кому удалось дожить до старости. Соответственно, у нее был длинный творческий путь, и ранняя Ахматова – это совсем еще не то, что Ахматова поздняя. Сама она потом была очень плохого мнения «о бедных стихах пустейшей девчонки». Совершенно не выносила, когда при ней какие-нибудь юные поклонницы читали «смрадного» «Сероглазого короля» и кокетливо оправдывалась, что ей было 19 лет и это первый опыт баллады… Как ни странно, «Сероглазый король», при всей своей несерьезности и забавных деталях вроде «ночной работы», очень даже прижился в культуре, и знать его все-таки надо. Ранняя Ахматова – это камерные стихи про любовь. Поздняя Ахматова – это великий поэт с мощным эпическим голосом. Причем она его даже не повышает: не кричит, не ораторствует (как Маяковский). Ее и так, вполголоса слышно.

Урок 1. Рассказ о А. А. Блоке (1880 – 1921).

Иногда я сначала просто читаю стихи, сказав что-нибудь вводное, но краткое. В таком роде: Блок – поэт особый. Голос своего поколения («трагический тенор эпохи» - по выражению А. Ахматовой); его стихи многие воспринимали как выражение своего, внутреннего и по-другому не поддающегося выражению – только вот этими словами, в этих образах и ритмах. Блок в самом деле слышал что-то такое – скрытое за шумом повседневности («И слушать в мире ветер»). А насчет качества его стихов вспоминаю литературную сплетню: Маяковский будто бы говорил, что из 10 стихотворений у Блока 4 откровенно слабых, четыре – отличных, а 2 таких, что можно только завидовать.{jcomments on}

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) {jcomments on}

В программу ЕГЭ входят два рассказа: «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник». Кроме них, всегда читаем «Антоновские яблоки» и часто (прямо в классе) – «Холодную осень». Из стихов делаем одну маленькую письменную работу: сопоставляем стихотворения «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» и «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора». А еще всегда держу в кабинете «Сны Чанга» и, если обнаруживается какой-нибудь неожиданный урок, читаю их просто так.