Урок 2. М. Горький «Старуха Изергиль»

Для курсов я когда-то написала текстик о проблематике этого рассказа. Вставлю его сюда, в начало, чтобы потом не повторять то, к чему мы будем приходить по ходу анализа. А потом запишу возможные вопросы и задания.

 Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» для школьного анализа несложен. Определить его проблематику 11-классникам вполне по силам, главная трудность – в недостаточном знании контекста (это единственный оставшийся в программе рассказ).

«Старуха Изергиль» входит в ряд романтических произведений, в которых автор последовательно творит свою мифологию – в противовес христианскому мировоззрению, для него неприемлемому. О влиянии на раннего Горького философии Ф.Ницше, о мечте обоих о сверхчеловеке, слишком гордом, чтобы смириться перед жизнью или перед Богом, написано много. При первой же попытке создать образ «своего» героя Горький наталкивается на серьезную проблему. Его Лойко Зобар (рассказ «Макар Чудра») молод, красив, свободен, он музыкант (весь романтический набор героя) и – главное – он горд. Но гордость и любовь – антагонисты (для автора, выросшего в христианской традиции, это очевидно: гордость есть свойство сатанинское, любовь – божественное). В сюжете рассказа эта проблема реализована с большой авторской честностью. Гордость и для Лойко, и для Радды оказывается сильнее любви – и герои гибнут. Однако автора такой «ответ» на поставленную им проблему, как мы увидим, не устроил.

Вторая мировоззренческая проблема, с которой сталкивается Горький, – проблема смерти и смысла жизни. Гордо отвернувшись от бессмертия души, автор рискует оказаться в той же пустоте, в какой почувствовал себя Базаров: зачем трудиться для крестьянина, если из меня, Евгения Базарова, все равно лопух расти будет? Эту проблему Горький разрешает (для себя) с помощью легенды. Если от человека осталась хотя бы тень – сказка, песня, легенда, – то он прожил жизнь не зря. Тени, бегущие по степи, становятся метафорой этого призрачного, «легендарного» бессмертия. Впоследствии Горький будет разрабатывать свой миф: в рассказе «Старуха Изергиль» тень Ларры окажется противопоставленной искрам, оставшимся от горящего сердца Данко. В «Песне о Соколе» миф складывается окончательно: капли крови погибшего Сокола должны превратиться в искры (подобные тем, что остались от сердца Данко), чтобы зажечь смелые сердца «безумной жаждой свободы, света». Именно это – бессмертие тех, кто «не служит Богу и Пророку» (по словам старого Рагима).

Третья проблема, которую Горький последовательно пытается решать в своем раннем творчестве, – это поиск героя, который смог бы противостоять «свинцовым мерзостям жизни» и помог бы и другим выбраться «к свободе, к свету». В реальности автору  таких героев найти не удавалось, и он попытался создать такой образ хотя бы в романтической легенде.

Все три проблемы присутствуют в рассказе «Старуха Изергиль». Как сделать, чтобы класс увидел их и сформулировал?

Ключом во всех трех случаях, на наш взгляд, может стать трехчастная композиция рассказа – очень яркая особенность, которая требует смысловых объяснений.

Проще всего сформулировать третью проблему (проблема «настоящего» героя): достаточно спросить, что общего у героев всех трех «новелл» и в чем они друг другу противопоставлены. Из всех молодых красавцев, не желавших тратить жизнь на прозябание «в болоте» обыденности, только Данко сумел вывести на свет и других людей.

Для того чтобы увидеть вторую проблему (бессмертия), можно оттолкнуться от страшного своей натуралистичностью портрета старой Изергиль: она буквально готова стать землей, в которую вернется всякая плоть. Что останется от ее жизни? Только рассказы. А что еще может остаться от человеческой жизни? Тень или искры – метафора из легенд. Иное бессмертие показано в рассказе как проклятье. Но тень и искры оставляют только те, чья жизнь достойна легенды. Жить так, чтобы о тебе сложили легенду, – примерно так понимает смысл жизни молодой Горький.

Та проблема, что осталась нерешенной в рассказе «Макар Чудра», потребует комментария. Ее можно показать, попросив перечислить те черты героев, которыми сам автор восхищается. Класс назовет молодость, красоту, силу – и гордость. Эти свойства есть у героев всех трех частей повествования. Различается только их отношение к другим людям – способность любить и отдавать (себя). Получив такой ответ, можно рассказать, как Горький столкнулся в более раннем рассказе с несовместимостью любви и гордости. И спросить, как он решает эту проблему здесь? Нам опять поможет четкая антитеза, на которой построен рассказ. В нем представлены две разные «гордости»: гордость Ларры – гордость-превозношение перед людьми, гордость, противоположная любви, – и гордость Данко – гордость, направленная против внешних обстоятельств, против той жизни, которую они вынуждены влачить в болоте. Гордость эта любви к людям не противоречит. К такому выводу приходит Горький, и эта мысль надолго станет для него любимой. «Человек» должно звучать гордо – это, пожалуй, главный постулат горьковского мировоззрения.

 

Из этой скороговорки извлекаем собственно вопросы. Если возможно, хорошо бы прочитать все-таки три текста: «Макара Чудру», «Старуху Изергиль» и «Песню о Соколе». Или хотя бы тем, кто будет сдавать ЕГЭ, в обязательном порядке дать задания сразу по трем рассказам, и пусть это будут доклады, что ли.

Задания эти (докладные) выглядят так:

1) По «Макару» и «Старухе»: найдите описания героев, выпишите самые красивые и характерные детали. Сделайте вывод: каким, с точки зрения Горького-романтика, должен быть человек?

2) По всем трем: что остается после смерти человека? Как в этих образах (тени и искры) отражается представление Горького о смысле жизни?

Для всех остальных (включая и сдающих экзамен) задание классическое:

- Объясните, как связаны между собой три части рассказа: и «технически», и по смыслу. («Технически» - это кольцевая композиция, рассказчик, вытягивающий из старухи истории, пейзаж, который создает настроение и из которого выплывают сюжеты).

 

Сам урок начинаю обычно с невинного вопроса: вот есть легенды, которые вроде бы должны быть похожими на фольклорные. Вам где-нибудь встречались похожие легенды? Что за «фольклор» тут использован?

Народ обычно удивляется. Кто-то предполагает, что фольклор цыганский, - это не так. Читала я цыганские сказки, они совсем другие, очень бытовые и приземленные. Легенда о Данко вообще ни на что не похожа – это горьковская фантазия. А вот легенда о Ларре слегка напоминает начало Библии, книгу Бытия. Во-первых, антуражем: стада, старейшины… Во-вторых, наказание бессмертием – наказание Каина. В-третьих, уровень обсуждаемых проблем вполне библейский: жизнь, смерть, добро, зло… В сущности, это не «легенды», а «мифы», объясняющие сущность мира и человеческой жизни – горьковской точки зрения. Иначе говоря, в этом рассказе он создает свою мифологию, принципиально отличающуюся от того миропонимания, которое заложено в Библии.

Следующий вопрос: как доказать, что рассказ романтический? Дать две минуты, чтобы с мыслями собрались, потом быстро опрашивать. Это легко.

- Двоемирие в наличии, причем даже «двойное»: есть мир русских (скучный, старческий) и мир цыган, которые готовы петь и танцевать всю ночь. И есть мир хоть цыганской, но реальной жизни и мир легенд.

- Экзотика в наличии: весь антураж там необычный, изъятый из «типических обстоятельств» русской жизни. И цыгане, и пейзаж, и сам рассказчик – этакий вольный странник.

- Главное же – герои. Исключительные, живущие необычной жизни, противопоставленные «толпе».

Теперь можно послушать и доклады. Кто, по мнению Горького, годится на роль настоящего романтического героя?

Лучший портрет все-таки у Лойко Зобара: «Очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце». Просто и ясно. Или можно почитать, как он – музыкант – появляется из степи.

 

Так вот раз ночью сидим мы и  слышим  -  музыка  плывет  по  степи.Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она  куда-то.  Всемнам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и житьуж не нужно было, или, коли жить, так - царями над всей землей, сокол!   Вот из темноты вырезался конь, а на нем человек сидит и играет, подъезжаяк нам. Остановился у костра, перестал играть, улыбаясь, смотрит на нас.   - Эге, Зобар, да это ты! - крикнул ему Данило радостно. Так вот он, ЛойкоЗобар!   Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, аулыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его  ковали  из  одного  куска  железавместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра  и  сверкает  зубами,смеясь! Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя,  раньше,  чем  онмне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете!   Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе  в  очи  и  полонит  твоюдушу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человекомты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и  ладно,  колимало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не  считали  бы. 

Что человеку нужно? Молодость, красота, свобода, гордость. Чего не нужно? Привязанностей и обязанностей. Последнее обычно возмущает ребят: а работать кто будет? Но Горький откровенно провоцирует читателя на возмущение, демонстрируя, что традиционные ценности ему не указ – у него другие, свои, эстетские и несовместимые с традиционной (христианской) моралью. В каком-то смысле это не противоречит романтизму: ведь романтический герой вполне мог быть и романтическим злодеем, лишь бы не был обыкновенным человеком.

Чем занят человек в жизни (если не работает в поте лица)? Что вообще такое жизнь в понимании Горького?

Хорошо бы, чтобы кто-нибудь нашел дословную формулировку в «Песне о Соколе» - «битва жизни». Если же говорить словами Изергиль, в жизни совершаются подвиги («в жизни всегда есть место подвигу» - это уже превратилось в фольклор).

Ради чего совершаются все эти подвиги?

Отчасти ради «адреналина» - чтобы жилось нескучно (это главным образом «подвиги» Лойко Зобара). Но вообще-то ради того, чтобы оставить по себе память: легенду или песню. Жить надо так, чтобы о тебе осталась песня – это позиция всех романтических героев Горького. Поэтому и про Сокола в итоге тоже поется песня («безумству храбрых»).

Про гордость можно сразу уточнить: в чем заключается гордость горьковских героев, в чем ее главный нерв? – Вероятно, в том, чтобы не подчиняться никому. Ни любимой, ни старейшинам (начальству – в переводе с мифологического на обыденный), ни общепринятой морали… О Боге прямо тут не говорится (цензура бы не пропустила), но намек прозрачен и понятен. Мораль ведь не сама себя придумала…

Следующий вопрос: кого считать романтическим героем в «Старухе Изергиль»?

Очевидно, что Данко и Ларру. Неочевидно, что саму Изергиль (она входит в «двоемирие первого порядка», то есть является романтической героиней относительно скучных русских читателей). И на равных с нею правах окажутся спутники ее жизни, но это уже кордебалет.

Итак, три главных героя трех частей этого рассказа: Ларра – Изергиль – Данко. Все они (хоть и в разной степени) герои романтические. Иначе говоря, все соответствуют горьковскому романтическому идеалу. Мы подошли к основному домашнему вопросу: как связаны между собою части, зачем сопоставляются герои?

Если класс сам все не расскажет (а очень возможно, что и расскажет, не так уж оно и сложно), разбираемся в два этапа.

1) Сопоставьте Ларру  и Данко: общее – разница. Самая интересная разница в качестве гордости. У Ларры она заключается в том, что он не хочет подчиниться людям, у Данко – в том, что он не хочет подчиниться обстоятельствам. А людей любит и жалеет, хоть, впрочем, тоже встает над ними и ведет их за собой, а не наоборот. О смирении тут речи нет и быть не может. Просто в конфликте с толпой Данко победил – на время, потому что толпа потом, конечно, отыгралась, растоптав его горящее сердце. Можно напомнить, что прием их противопоставления называется антитезой – на экзамене спросят.

2) Теперь надо понять место Изергиль в этой системе: почему она станет куском земли, а не легендой? В чем не дотягивает до романтических героев «высшего порядка»? Кто-нибудь скажет: только в том, что она пока еще жива. Если вразумительного ответа  нет, надо спрашивать про то, как все три героя мыслят свое отношение к людям.

Чего хочет (и добивается) Ларра? – Брать, ничего не давая взамен. Надо найти и прочитать вслух его диалог со старейшинами про то, как человек за все платит собой. Это, собственно, и есть горьковская концепция взаимоотношений индивидуума и социума.

Что делает Данко, если взглянуть на его подвиг с точки зрения «брать – отдавать»? – Он отдает себя и ничего не требует взамен. Как видим, это в самом деле крайности.

Что делает Изергиль? – Берет и отдает на равных. Она действительно тут «золотая середина», однако в романтической системе это как раз не лучший вариант. О середине песен и легенд не сложат, а значит, жизнь хоть и прожита в полную силу, однако высшей цели своей не достигла.

Теперь можно воспользоваться последним докладом из домашних заготовок: а ради чего вообще живут люди? Как это проявляется в их загробном существовании?

Тут и выстраивается описанная выше (курсивом) мифология: от романтического злодея остается тень, от истинного героя – искры, и эти искры обладают свойством зажигать в сердцах других людей жажду «свободы, света». И в этом заключается бессмертие тех, кто не верит в Бога и бессмертие души. А верит, соответственно, в прогресс и восхождение человечества по спирали бесконечного развития (марксистский образ, видимо, и вдохновивший Горького).

Теперь – для верности – можно сформулировать основные проблемы, поднятые в рассказе:

- Проблема смерти и бессмертия.

- Проблема смысла жизни (жизни и смерти).

- Проблема свободы (что есть истинная свобода).

- Проблема истинного героя.

- Проблема гордости (попытка совместить гордость и любовь).

 

Закончив эти разговоры, надо показать, как выглядят темы (С5) по «Старухе Изергиль».

 

Темы ЕГЭ

- Каков смысл трехчастной композиции в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

- Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?

- Какую роль играет в рассказе «Старуха Изергиль» пейзаж?

- С какой целью использует Горький прием антитезы в рассказе?

- Какова концепция жизни в рассказе «Старуха Изергиль»?

- Как в рассказе раскрывается тема жизни и смерти?

- Каков идеал человека в романтической прозе М. Горького?

- Как понимают романтические герои М. Горького свободу?

 

Мы все обсудили, кроме одного – пейзажа. Можно задать Д/З: выявить как можно больше функций пейзажа в этом рассказе и для каждой найти в тексте пример. Вторая часть задания относится уже к пьесе «На дне»: повторить черты «новой драмы».