Подготовка к сочинению

Вас еще не мучил вопрос: почему школьникам, даже выпускникам, так трудно писать «парадное» сочинение? Почему даже в «части С» экзаменационной работы по русскому языку ребята так упорно не хотят придерживаться четкой схемы: проблема – комментарий – мнение автора – собственная позиция – аргументы? Ну что тут сложного? Но нет! Неслабые, неглупые ученики так и рвутся сломать эту схему, высказаться не по правилам и потерять драгоценные баллы. И почему те же «дети», став студентами, запросто создают рефераты и курсовые, хотя никто их уже не учит писать?{jcomments on}

На эти мрачные вопросы у меня нашелся всего один ответ. Крайне неутешительный: мы ломимся против природы, против пресловутых «возрастных особенностей». Даже выпускники в свои 17 лет в душе еще настолько подростки, что им важнее высказаться – по-своему, против всех правил и схем, – чем набрать высокий балл. Как это ни дико, ни нелепо – не могут они еще стать расчетливыми прагматиками. Это для нас с вами написать нечто по готовому плану – самое простое и милое дело. А для них – цинизм, предательство по отношению к себе. Что бы ни говорили о «нынешней молодежи», ребятам претит молчалинская «умеренность и аккуратность» (она же – бессловесность). Чуть позже они станут взрослыми и прагматичными. Но нет у них в запасе тех двух лет, которые нужны для окончания стилистической «линьки». И в обозримом будущем никто из отвечающих за «итоговую аттестацию», похоже, не собирается решать эту проблему. А значит, экзаменационную работу по-прежнему придется писать в самый неподходящий для ребят момент, когда у них буквально ломается голос – письменный.

Так было всегда. Недаром же репетиторы (люди крайне прагматичные) безжалостно заставляют своих подопечных петь с чужого голоса, писать чужими словами, по чужим схемам, шаблонными готовыми блоками, в якобы научном стиле… Пусть лучше ученики повторяют, как попугаи, слова репетитора, чем рискнут подбирать свои – и не сумеют в стрессовой ситуации экзамена. Отменив вступительное сочинение, Минобразования, возможно, надеялось искоренить эту практику: классические темы и вопросы КИМов все же во многом различаются. Однако отменить ломку стиля, которая настигает ребят как раз на выпуске, оно не в силах.

Что ж, наше дело – научить и «пишущих», и «непишущих» парадному сочинению, честно объяснив им правила игры: пишем не «от души», а «от ума». А «от ума» способен написать нечто толковое и тот, кто не родился с даром слова. Это тяжелая работа, и, возможно, кто-то знает более простые способы научить писать – пусть поделится! Я же могу дать только те советы, которые «работают» в моих классах.

Хорошее «парадное» сочинение без черновика и правки не напишешь. «Первый текст» – это не текст. Писатели средней руки, и те публикуют (к вашему, дети, сведению) 4–5-й текст (результат 4-5 правок). Не говоря уже о муках тех, кто создает шедевры, – те черновиков не считают. Однако переписывать работу по многу раз мы тоже не станем. Чтобы максимально облегчить себе жизнь, возьмем тетрадь в клеточку, повернем ее на 90 градусов, широкой стороной к себе, и проведем очень большие поля – примерно на треть страницы. А писать на образовавшемся широком поле мы будем через строчку.

Зачем такие поля? Во-первых, чтобы добавить недостающие мысли. Во-вторых, чтобы переписать неудачный фрагмент (а в-третьих – для учительских пометок). Зачем через строчку? Для исправления мелких речевых и прочих ошибок. Вообще-то можно просто писать с одной стороны листа (я всегда так пишу, и вторая часть листа в итоге редко остается пустой), но детям почему-то интересней с переворотом и необычными полями. А все, что интересно, увеличивает КПД – это школьная аксиома. Таким образом, мы подготовили «беловик» и «повысили мотивацию». Можно переходить к составлению плана.

Для первого «регулярного» сочинения берем какую-нибудь «скучную» тему («Митрофан как продукт воспитания») и составляем план вместе. Для этого доска делится вертикальной чертой на две половины, и так же делится лист в рабочих тетрадях. На одной половине доски/листа фиксируем все, что класс предлагает включить в сочинение. Без всякого порядка, по мере поступления идей. Когда идеи иссякнут, переходим на другую сторону, и составляем из них план: что сказать во вступлении? Когда обязательно нужно «представить» Митрофана (кто он и что)? В каком порядке лучше «подать» Митрофановы свойства и методы воспитания, которые сделали его таким? Что сказать в заключении?

Когда план будет составлен, нужно заметить, что нам пришлось добавить кое-что к первоначально записанным идеям, чтобы работа стала стройной. Все это обязательно нужно уложить в урок и задать Д/З: написать черновик сочинения. Нет, не в заветной тетради в клеточку, а на чем хотите. Набело будем переписывать в классе, два урока (придется поделиться русским), но ни минутой больше. А как будем переписывать – об этом в другой раз.